Перейти в полный архив журнала →
История нашей компании начинается с 94 года прошлого века, когда восемь единомышленников объединились для совместной работы по проектированию и монтажу структурированных кабельных систем (СКС). В то время предлагаемый нами продукт шёл «на ура», а мы – молодые, талантливые и по-хорошему агрессивные – нравились тем, кому нравилась СКС. Нашими заказчиками были Мэрия и Правительство Москвы, крупные банки и промышленные предприятия.
Когда появились первые деньги, мы решили, что приобретение автомобилей и дач отложим на будущее, а свободные средства направим на реконструкцию офиса, находившегося в плачевном состоянии. Предстояло привести в порядок три комнаты, общей площадью 100 кв. м., расположенные в старом двухэтажном здании (1904 г.р.), в котором раньше находились клуб, столовая и административные службы одной из московских фабрик. Все они переехали в другое место, осталась только столовая. Освободившиеся помещения фабрика сдавала в аренду.
Итак, задача поставлена, но с чего начинать? Нам помогли знания, полученные при обучении ремеслу в THE SIEMON COMPANY (США), где мы твердо усвоили, что СКС экономически выгодна, поскольку устанавливается навсегда. Этот тезис мы с успехом использовали в маркетинговых целях собственного бизнеса, начисто забыв, что он касается и нас самих. Так зачем быть наследниками того сапожника?.. Поэтому реконструкцию начали с монтажа СКС у себя, в отдельно взятом куске здания. Нам очень понравилась собственная решительность, а ещё больше – оперативность, с которой эта задача была решена.
Радость первой победы омрачил визит пожарника. В Америке он не учился, но дело своё знал четко. Его жёсткие требования заставили нас подробно ознакомиться с системой пожарной безопасности, приобрести соответствующее оборудование и установить его. Особых затрат на это не потребовалось, поэтому инцидент был забыт, как насморк. Остались лишь опыт, приобретенный в новом для нас деле, да восхищение пожарной станцией, которая почти сразу после подключения «учуяла» горелую проводку в вентиляционном стояке. Фантастика, да и только! Кому-то пришло в голову закладывать неизолированный провод в деревянный короб. Но и здесь не было худа без добра. Электрик, исправлявший вопиющую ошибку своего коллеги, оказался специалистом высокой квалификации, и мы взяли его к себе на работу.
Тут бы и опять сконцентрировать все силы на своем основном деле, да не вышло. Неожиданно, как это всегда бывает в России, пришла зима. На щели в советских окнах наступили советским же субботником. Наивные! Мы подумали, что после этого здание смирится, поймет, кто в доме хозяин. А оно, оказалось, притихло потому, что готовило главный прорыв через трубы отопления. Удар «противника» был неожиданным, а поэтому эффективным. Дорогие паласы превратились в слоеное тесто, а современная импортная мебель моментально стала антикварной, нуждающейся в серьезной реставрации. Приход сантехника мы сначала восприняли как своевременную помощь резервного полка. Но однажды остановленное наступление повторялось потом более десяти раз, из чего мы поняли, «казачок-то – засланный».
Стало ясно, что выгоднее «разгромить» батареи противника собственными силами. Решились на самое страшное – замену (зимой!) системы отопления.И заменили. У себя, разумеется. Но потом прорвало у наших соседей. Тут же появился знакомый «казачок», отключивший и наш контур отопления. Опять замёрзли!
Пришедшая весна спасла нас от холода, а «казачка» - от справедливого возмездия, но проблема гарантированного отопления осталась нерешенной. На очередь встала задача расширения компьютерного парка. Купили, расставили – красота! Вот только после включения по экрану побежали помехи. По привычке организовали «наступление» на продавца. Но он обоснованно доказал, что не является двойным агентом. Приобретенные у него мониторы работали нормально где угодно, но только не в нашем офисе. Перешли к оборонительной тактике – перекрывали экраном, подключали к УПСу. – Бесполезно! Хорошо, что случайно заметили,– перебои в работе мониторов наступали в момент включения электроплит в столовой (ну точно, как флейты и барабаны!). Просто силовой вводный кабель на фасаде (!) здания проходил как раз на уровне расположения наших компьютеров. Пришлось пойти на неравноценный обмен. Построили новую столовую в другом месте, получив взамен ужасно запущенное помещение с крысами и тараканами. Опять – проблема.
Из-за преследовавших нас неурядиц производительность труда падала катастрофически. Значительные силы и средства приходилось выделять на «борьбу» со зданием. «Летняя кампания» этого противоборства началась с раздражающего тепла вычислительной техники. Открытые окна не помогали, - пыль и шум проезжающих автомобилей тоже не поднимали настроение. Понятно, что работа в условиях постоянного дискомфорта была малопродуктивной и не приносила никакого удовлетворения, несмотря на евроремонт, современное оснащение и мягкий палас на полу. Мы постоянно «проигрывали» зданию и его бесчисленным союзникам – зиме, весне, лету, осени, «казачку» и др. Стало просто неприятно приходить в дом, в котором мы проводили большую часть времени. Да и бесконечные ремонты уже вылились в «кругленькую» сумму. Нужно было что-то менять.
Основательно подумав, решили: менять нужно не что-то, а всё! И начинать нужно с главного – выселяться из своего офиса и вселяться в дом, потому что в отдельной комнате коммунальной квартиры коммунизма не построить. Стали читать специальную литературу, смотреть каталоги, изучать устройство контура отопления. Приятно было осознавать, что ранее незнакомые сведения как нельзя лучше укладываются в принципы и правила, о которых мы писали в наших маркетинговых брошюрах. Опыт, однако…
Для окончательной победы над «противником» предстояло серьезно разобраться с тем, что прямого отношения к офису не имеет. Вспомнив ужасы пережитой зимы, начали с приведения в порядок каркаса здания. Счистили весь фундамент, поменяли окна, разобрали чердак, отремонтировали постоянно протекающую крышу, удалили всю старую электропроводку. Получилась герметичная «коробка» с хорошей системой отопления. Мы приготовились к длительной реконструкции. Деньги на этот момент никто не отменил и их по-прежнему нужно было зарабатывать. Поэтому в наиболее подходящем месте устроили «офис временного проживания», разумеется , со всей полагающейся инфраструктурой. Слава Богу, нам хватило ума составить проект реконструкции так, чтобы все «времянки» стали элементами будущей инфраструктуры здания.
Важнейшей частью проекта стал раздел «зонное проектирование». Мы и не предполагали, что межзонные перегородки «от пыли» станут основой нашей инфраструктуры.
К тому времени принадлежавшая нам площадь составляла уже 1300 кв. м., из которых 300 кв. м. были «временно освоены». Мы разделили здание на 7 зон, в каждую был обеспечен прямой проход, минуя все остальные, чтобы не разносить строительную грязь по всему зданию. Долго размышляли над тем, как и какие сервисы нужно подводить к каждой зоне. Может быть, это недостаточно глубокое наблюдение, но мы заметили, что всем нужны вода, свет, тепло, телефон, Интернет, кондиционер. Был сделан очень важный, на наш взгляд, вывод: комфорт того или иного помещения определяется не внутренней отделкой (что, кстати, тоже важно), а количеством услуг, пересчитанных на квадратный метр площади. Это стало основополагающей идеей при проектировании нами любого Интеллектуального здания.
Реализацию проекта «ИнтелБилд» мы начали в 1997 году после понимания главного: каждая из систем предопределена на 85%, если каркас здания уже спроектирован. И в этом случае имеет смысл обсуждать лишь частности (15%): тип здания (офис-школа-магазин), класс здания (гранд-люкс-купе-плацкарт-барак). Всё остальное – это различные сочетания «тип/класс» и внутренняя отделка. И еще важно помнить об одном из законов любой эксплуатации: сегодня не знаешь, что произойдет завтра, поэтому нужно быть максимально готовым к любым изменениям.
Вот с такими мыслями мы и ринулись в бой, стараясь во чтобы-то ни стало «напичкать» каждый метр площади всем необходимым. Исходя из опыта работы нашей фирмы, мы решили, что офис должен стать «площадкой» для мобильного бизнеса, имеющей возможность перестраиваться в объеме до 40% ежегодно! Вот где пригодилась интуиция о разделении здания на зоны: зону №1 отключить, перепрофилировать и запустить с новыми качествами. Например, был буфет – стал залом переговоров, был кабинет – стал мастерской и наоборот.
При этом нельзя забывать, что есть и нечто постоянное. Разумеется, речь идет о вопросах обеспечения безопасности в Интеллектуальном здании. Пожарно-охранная сигнализация должна присутствовать во всех зонах, хотя бы потому, что пожар редко локализуется в пределах одного помещения или этажа. Из подобных соображений мы исходили при обсуждении подключения периметра к охранной системе. Хорошо известно: твоя безопасность – это безопасность твоих соседей. Поэтому примыкающие контуры были проработаны с особой тщательностью. Основательно продумывалось все, включая наружное освещение. Офис должен быть надежным и неприступным. Но меры по обеспечению его безопасности нельзя копировать с систем защиты банка или музея, потому что задачи разные. Кстати, человеческий фактор определяет до 80% всех рисков, связанных с этими вопросами. И так называемая «техническая» безопасность в большинстве случаев – всего лишь дань моде периода «охоты на ведьм».
Интуитивно мы вышли на связь проблем коллективной безопасности и коллективного комфорта. Дом – это место, где человек проводит большую часть своего времени; и вовсе не важно: работает он, отдыхает или развлекается. В любом случае человек должен чувствовать себя безопасно и комфортно. Именно с этой точки зрения мы впервые посмотрели на наш коллектив, уже изрядно прибавивший в численности.
Чтобы избежать противоборства внутри команды, снизить значение фактора неприязни «некоторых к некоторым», необходимо было организовать нормальные условия сотрудничества. А это задача сложная и, если хотите, «географическая». В процессе работы сотрудники общаются друг с другом, обмениваются документами, делают их копии, отправляют факсы и т.д., иначе говоря, перемещаются по офису. Формируются так называемые «островки», «закуточки», «тропинки»; из них, собственно, и состоит весь офис. Мы старались использовать у себя один из принципов Зеленого дома, - работающие в таком доме любят свое рабочее место даже в том случае, если работа им не слишком нравится. Нам предстояло создать такие «островки» и «тропинки», комфортные и безопасные.
Эти рассуждения привели нас к той геометрии офиса, которая является «сотовой» системой для мобильного бизнеса (не путать с сетью БиЛайн и МТС!). Обобщив модель управления, мы решили создать структуру помещений для решения задач сего дня и бизнес-план непрерывной модернизации офиса; последний дал понимание «расходов будущих периодов» и, как следствие, бюджета. Наконец-то стало ясно, как дальше развиваться и сколько это будет стоить. Проектировщики получили «карты в руки» и начали кроить наше здание по принципу «как надо» в следующей последовательности:
После проведения «инвентаризации» была разработана структура бизнеса по принципу разделения хозяйственной деятельности на внутреннюю и внешнюю; подразделений – на профильные, непрофильные и обслуживающие, а по другому основанию – на прибыльные, неприбыльные и затратные.
Бизнес был описан, здание – спроектировано. Оставалось наложить одно на другое. А это уже дело техники…
…..2000-й год. «Офис временного проживания», постоянно перемещавшийся по зданию, остался в прошлом. Все 1500 кв.м. освоены и разделены на 6 зон, седьмая – транзитная. В офисе работают около 100 человек (а Вы подумали, что мы все эти годы занимались исключительно реконструкцией?). Сейчас наш дом – действующий демонстрационный объект, т.е. реально существующее Интеллектуальное здание, - тот продукт, который компания поставляет на российский рынок. А это значит, что помимо своего прямого назначения – создавать достойные условия для работы нашего коллектива, здание помогает нам при заключении договоров с теми, кто, как и мы, решил жить в условиях безопасности и комфорта. Ведь лучше один раз увидеть…
Но знакомство с Интеллектуальным офисом, как правило, начинается с невидимой его составляющей. Это – постоянная, неремонтируемая часть любого Интеллектуального здания, жестко привязанная к его каркасу. Проще говоря, - система закладных, т.е. дырки, трубы, лотки и т.д. Второй уровень – кабельная и трубораспределительная системы. Третий – автоматика, с помощью которой можно включать или выключать любую из систем обслуживания здания, переводить в ручной или автоматический режим работы. И, наконец, - четвертый уровень. Это интегрированная безопасность (BAS) и управление зданием (BMS). Если к перечисленному выше добавить периферийные устройства (компьютеры, телефоны, нагревательные приборы и т.д.) и программное обеспечение, созданное на основе предполагаемых сценариев жизнедеятельности коллектива, то мы получим Интеллектуальный офис - –площадку для современного мобильного бизнеса.
Теперь несколько подробнее о нашем офисе. В получении ресурсов (вода, тепло, электроэнергия) мы автономны. Нестабильное финансовое положение и устаревшее оборудование нашего арендодателя не могут обеспечить гарантированного обслуживания здания. Нас не устраивает, например, позднее начало отопительного сезона. Автономия позволила нам перейти на режим наиболее эффективного использования ресурсов. К сожалению, это пока не принесло существенного экономического эффекта, поскольку расчеты с поставщиками осуществляются по явно устаревшей схеме. Но, судя по всему, городские службы скоро перейдут на новые взаимоотношения с потребителями. И мы уже сейчас готовы к изменению тарификации по любому из ресурсов.
Сегодня нашу фирму по всем параметрам можно отнести к т.н. среднему бизнесу. А это значит, что мы уже в значительной степени защищены от капризов современного российского рынка, подготовлены к адекватной реакции на изменения его приоритетов. При получении новых заказов мы расширяем штат, переключаем на новые направления деятельности уже имеющиеся рабочие группы. Это происходит без ненужной суеты и особых затрат во многом благодаря тому, что офис готов к подобным изменениям. Все его зоны автономны, в каждой присутствует определенный набор сервисов, зависящий от ее назначения. При перепрофилировании этот набор можно без особого труда изменить, поскольку телекоммуникационные сервисы – компьютерная сеть, телефония – оперативно подключаются в любой части здания. Нет проблем и с энергоснабжением и электропитанием: в каждой зоне есть по 4 фидера, каждый из которых «отвечает» за свою энергоподсеть (электропитание, освещение, климат-контроль, гарантированное энергопитание). Зонная структура офиса и возможность переносить любые сервисы в любую точку здания (слава СКС!) позволяют «кроить» дом как угодно, создавать рабочие места для новых подразделений и групп. При необходимости здание можно разделить на шесть самостоятельных офисов, которые будут использовать общие ресурсы в соответствии со своими потребностями. А вопрос об оплате этих услуг решается очень просто, поскольку в каждой зоне собственная тарификация тепла, воды, Интернета и т.д.
Все системы, обслуживающие наше здание, обеспечивающие комфорт и безопасность сотрудников, связаны в единую сеть. Например, карточка контроля доступа – не просто ключ, который открывает двери, но и одна из форм объявления дому своего присутствия. Человек информирует офис о том, что пришел, и сразу происходят некоторые события, а именно: устанавливаются определенные температура и влажность воздуха в помещении, где он работает; отключается автоответчик; иногда стартуется компьютер ( выигрыш во времени , конечно, небольшой, но у нас есть сотрудники, у которых рабочий день начинается с просмотра электронной почты, и им это очень удобно), т.е. реализуется написанный нами сценарий, в соответствии с которым работает Интеллектуальный офис. Один из клиентов нашей фирмы захотел, чтобы его в кабинете ожидала чашка горячего кофе. – Нет проблем.
Несколько слов о функционировании системы климат-контроля в помещениях, где работают несколько человек. Каждый не может установить желаемую лично для него температуру и влажность. Понятно, что создаются некие усредненные условия. Работа системы основана на принципе голосования («лучше – хуже»). Специальное устройство фиксирует пожелания всех членов коллектива и в соответствии с ними корректирует параметры климата. На первых порах мы столкнулись с тем, что некоторые сотрудники (как правило, те, кто не участвовал в голосовании) были недовольны работой системы и открывали окно, когда было жарко. Об этих случаях система сообщала эксплуатационной службе, которая в доступной форме объяснила всем, что у нас, как на выборах президента – если не голосовал, то не имеешь морального права высказывать недовольство, тем более хулиганить. Только активные люди формируют быт.
Офис – это место, где группа людей создает интеллектуальную собственность, которая имеет вполне конкретную цену. Поэтому у нас действует общая система безопасности, направленная не только на сохранение жизни людей, но и на защиту информации, жизненно важной для деятельности компании. Например, при возможном пожаре, наряду с оперативной эвакуацией всех сотрудников, начнется автоматическая эвакуация интеллектуальной корпоративной собственности. Подобное мероприятие предусмотрено, конечно, и в других офисах, но там оно организовано на основе диспетчерского метода, поэтому будет затянуто во времени. А любая задержка в этом случае может привести к непоправимым последствиям.
Кстати, о пожаре. Конечно, у нас установлена современная пожарно-охранная система, которая своевременно предупредит о возгорании и предпримет меры по его ликвидации. Но существенно также и то, что инженерные системы нашего здания по всевозможным признакам самостоятельно выделяют слабые звенья. А это очень важно, ведь возгоранье происходит постепенно и его можно предотвратить, используя полученную информацию. Наш офис безупречен в плане электропроводки, что тоже значительно снижает риск пожара.
Побольше бы рассказать о системе безопасности, но по вполне понятным причинам подобную информацию не принято публиковать тиражом 2 тыс. экземпляров. Намекну лишь на то, что в наш офис трудно проникнуть постороннему, бесполезны также попытки пронести оружие и взрывчатые вещества, украсть электрополотенце из туалета или какой-либо корпоративный секрет.
Можно сказать, что мы построили офис будущего. Вспомним хотя бы готовность к переходу на новую тарифную сетку по оплате потребляемых ресурсов. Готовы мы и к тому, что страховые организации начнут работать с такими фирмами, как наша. Мы уверены, если страховой агент пройдет по офису, ознакомится с тем, как решены вопросы его безопасности и управления, наше здание будет застраховано на полную сумму под самый низкий процент. Строительство Интеллектуального офиса, безусловно, требует значительных затрат. Но со временем, когда страхование станет обязательным для всех фирм (а это время не за горами), они станут соизмеримыми с перерасходами на страховку. Нам это не грозит.
К идее Интеллектуального офиса нас привела сама жизнь. Потом появился опыт, приобретенный при строительстве нашего здания, потом – заказчики на аналогичный продукт. Сейчас мы строим (или реконструируем) интеллектуальные дома, коттеджи, офисы. Даже терминалы нескольких российских аэропортов благодаря нам стали «интеллектуальными».
Сейчас уже можно сделать вывод: наши успехи в значительной мере связаны с тем, что уже с самого начала мы обратили серьезное внимание на то место, где работаем. Мало сказать: «Так жить нельзя!». Важно определить, как жить нужно, чтобы потом строить эту будущую жизнь. Мы, например, построили Интеллектуальный офис…