Перейти в полный архив журнала →
Избушка, избушка, стань ко мне передом, к лесу задом! Из инструкции по использованию одного из древнейших интеллектуальных зданий
Сейчас уже трудно вспомнить, как была устроена жизнь организаций до того, как на столе каждого сотрудника появился компьютер. Создание локальных сетей персональных компьютеров еще больше изменило ее. Это была настоящая революция. Сейчас на смену ей идет другая - компьютерный интеллект проникает во все офисные сети. На наших глазах становятся интеллектуальными не только телефонная сеть (это произошло уже довольно давно), но и различные охранные технологии, пожарная сигнализация, системы контроля доступа в помещения, энергоснабжения и жизнеобеспечения здания. Превращение традиционных сетей в информационные и их интеграция позволят повысить эффективность работы не только самих сетей, но и организации в целом. Новая офисная среда уже получила название - интеллектуальное здание. Мы рассмотрим, какие сети существуют в современном офисном здании, как осуществляется их интеграция, какие задачи это позволяет решить и как реально воплощаются в жизнь технологии для интеллектуального здания в российских организациях.
То, о чем мы только что упомянули, - конечно, всего лишь сияющие вершины, к которым рано или поздно придут организации. Разумеется, в реальной жизни переход на новые технологии сопряжен с очень значительными затратами, и осуществление такого шага - всегда вынужденная мера. К ней прибегают в тех случаях, когда значительное усовершенствование существующих систем критически важно для деятельности организации (скажем, банку приходится устанавливать в своем здании самые совершенные системы безопасности, иначе под угрозой окажется само его существование). Кроме того, интеллектуальные технологии используются в очень крупных зданиях: если следовать традиционным подходам, такое здание просто не сможет функционировать. Бывает, что переход к новым технологиям связан с какими-то особыми условиями работы - например, в одном заполярном городе пришлось включать в интеллектуальную сеть электроснабжения не только компьютерную сеть, но и все осветительные приборы, поскольку в условиях полярной ночи перебои в электроснабжении могли обернуться остановкой деятельности организации. Технологии интеллектуального здания часто используются в получивших широкое распространение различных бизнес-центрах. С одной стороны, хозяину бизнес-центра необходимо эффективно управлять своим хозяйством и строго следить, какой "постоялец" какими ресурсами здания пользуется; с другой - наличие сложных информационных систем позволяет предоставлять дополнительные услуги. Как легко понять, не бесплатно.
Надо отметить, что мало кто решается на установку полностью интегрированной интеллектуальной сети - это связано с очень большими затратами и чаще всего просто не требуется. А вот об информатизации и интеграции отдельных систем задумываются многие.
Системы обеспечения безопасности занимают отдельную нишу среди прочих офисных систем. Как правило, организации не допускают их интеграции с общей информационной средой, поскольку ни одна компьютерная сеть не дает стопроцентной гарантии от взлома (во всяком случае, так обычно считают руководители служб безопасности). Конечно, то же самое можно сказать и о самих системах безопасности, однако чем меньше уязвимых мест в системе - тем лучше. Попутно заметим, что по соображениям безопасности организации иногда выделяют несколько компьютеров в отдельную локальную сеть, не связанную с общей локальной сетью организации, и хранят в ней наиболее конфиденциальную информацию. Физически закрыв доступ к этой сети (т. е. просто заперев все компьютеры на ключ), можно полностью обезопасить данные. Итак, на данном этапе развития технологии избыточная интеграция способна принести вред.
В первую очередь имеет смысл поговорить об интеллектуальном офисе - главным образом, потому, что здесь технологии интеллектуального здания встречаются значительно чаще, чем в других. Для начала рассмотрим, какие основные системы можно обнаружить в современном офисном здании. Оговоримся, что далеко не все они присутствуют в любой организации: конкретный выбор всегда определяется стоящими перед ней задачами и ее финансовыми возможностями. Да и среди систем, принадлежащих к одной и той же категории, наблюдается значительный разброс по функциональным возможностям и цене.
Ниже мы рассмотрим некоторые из этих систем несколько подробнее. Детальное описание их работы никоим образом не укладывается в рамки журнальной статьи, да и не все они одинаково интересны нашим читателям.
Мы не станем углубляться в описание организации локальных вычислительных и телефонных сетей учреждения. Отметим лишь несколько интересных, на наш взгляд, моментов.
Основой современных учрежденческих сетей, в первую очередь телефонной и вычислительной, являются структурированные кабельные сети. Основная идея построения СКС - интеграция сетей в едином кабельном пространстве, благодаря чему удается избежать дополнительных кабельных работ при изменении структуры существующих сетей. Меняя конфигурацию перемычек на коммутирующей панели, можно включать кабельные отрезки в ту или иную сеть в соответствии с имеющейся в данный момент необходимостью.
Структурированные кабельные сети обычно состоят из вертикальной (межэтажной) проводки, выполняемой с помощью оптического кабеля (реже - витой пары пятой категории) и горизонтальной (внутриэтажной) разводки, для которой чаще всего применяется медный кабель пятой категории. Все кабели заканчиваются розетками RJ-45, к которым подключается либо телефонный аппарат, либо сетевой адаптер компьютера - в зависимости от того, в составе какой сети сейчас используется соответствующий кабель. В настоящее время на рынке присутствуют системы для структурированных кабельных сетей от нескольких производителей. В качестве примера можно привести Open DECconnect корпорации Digital.
Установка СКС имеет смысл только тогда, когда в кабельном пространстве есть определенный запас. Структурированная сеть значительно дороже, чем традиционная. Стоимость повышается и за счет того, что вся горизонтальная разводка выполняется очень качественным (а соответственно, очень дорогим) кабелем, выбор которого диктуется требованиями наиболее "привередливой" сети, - подбирая кабель индивидуально для каждой сети, можно было бы сэкономить. В крупных современных организациях, вынужденных быстро реагировать на все изменения в окружающем деловом мире, этот "перерасход средств" окупается после нескольких перестроек сети без дополнительных кабельных работ.
Говоря о телефонных и вычислительных сетях, хотелось бы также отметить новые возможности, которые открывает их интеграция. "Сердцем" любой телефонной системы является учрежденческая телефонная станция (УАТС, или, как ее часто называют и в русскоязычной литературе, PBX - Private Branch Exchange). Современные цифровые PBX - сами по себе весьма интеллектуальные устройства; они поддерживают все основные функции ISDN, предоставляют клиентам услуги голосовой почты и конференц-связи, осуществляют интеллектуальную коммутацию телефонных вызовов и многие другие функции. Примерами таких систем являются Definity от AT&T, HICOM-130 и HICOM-300 от Siemens, Alcatel производства компании Alcatel, MD110 от Ericsson, а также Meridian 1 от Northern Telecom.
PBX может стать "точкой интеграции" локальной вычислительной и телефонной сетей. При этом пользователь получает возможность применять свой настольный компьютер для управления работой PBX. Соответствующие запросы передаются по локальной сети к "телефонному" серверу, подключенному к PBX. Он преобразует данные запросы в команды PBX, которая и выполняет все необходимые действия. Можно создать среду унифицированного обмена сообщениями (unified messaging), позволяющую помещать все сообщения (факсы, электронные письма и голосовые сообщения) в единый почтовый ящик пользователя и обрабатывать их одинаковым способом. Еще один пример компьютерно-телефонной интеграции - система интеллектуальной обработки информации, получаемой с помощью автоматических определителей номера. При ее использовании сотрудник офиса, поднимая телефонную трубку, уже имеет на экране своего компьютера всю информацию о звонящем абоненте, которая хранится в корпоративной базе данных.
Помимо обычной телефонной сети, в офисах иногда устанавливают микросотовую радиотелефонную сеть или пейджерную систему. С их помощью удается быстро находить отсутствующего на рабочем месте сотрудника, что особенно полезно, когда учреждение располагается в большом здании. Учрежденческая микросотовая сеть строится по тому же принципу, что и обычная сотовая. Необходимость в использовании сотового принципа определяется тем, что в здании имеется много преград для распространения радиоволн соответствующего диапазона, поэтому, несмотря на относительно небольшие расстояния, обеспечить устойчивую связь можно только за счет установки ретрансляторов. Базовый блок учрежденческой микросотовой сети подключается к PBX; таким образом обеспечивается единое номерное поле в пределах учреждения. В качестве примеров оборудования для организации учрежденческой радиотелефонной сети можно назвать телефонные станции ISDX компании GPT и Companion фирмы Nortel, работающие в соответствии со стандартом CT2 и обслуживающие до 50 абонентов.
В большинстве офисных зданий, строившихся в России до самого последнего времени, применялся принцип раздельного управления системами безопасности. Между тем современные информационные технологии позволяют создать интегрированную интеллектуальную систему обеспечения безопасности здания, в которой используются все традиционные системы.
Интеллектуальным ядром такой системы является специальный программный продукт, собирающий информацию от всех систем, подключенных к единой диспетчерской. На экране монитора одновременно высвечиваются несколько окон, в которых отображается информация о событиях, происходящих в разных системах. При возникновении той или иной нештатной ситуации диспетчер сразу получает тревожный сигнал. В интегрированную систему может быть включена и система оповещения сотрудников, позволяющая в случае необходимости немедленно начать передачу сигналов тревоги в здании с учетом того, где именно произошла авария и что случилось.
Приведем пример. Допустим, в одном из помещений здания произошло загорание. Диспетчер тут же получает тревожное сообщение. Если в здании установлены раздельные системы безопасности, то на этом вся автоматизация и кончается. Интегрированная же система мгновенно информирует, находятся ли люди в самом загоревшемся помещении или поблизости от него (эти сведения имеются в системе контроля доступа), и отображает на экране полученную по системе видеонаблюдения картинку, которая позволяет определить, насколько серьезно загорание. Затем автоматически включается система оповещения, которая не только передает сигнал пожарной тревоги, но и воспроизводит голосовое сообщение с указанием места загорания и наиболее безопасных путей эвакуации. При желании можно настроить систему и на автоматический вызов пожарной команды. Теперь кратко охарактеризуем системы безопасности.
Система охранной сигнализации предназначена для автоматизированной охраны помещений и подступов к объекту. Обычно выделяют три рубежа: охрана подступов к объекту, охрана границ (дверных проемов, окон, стен) и объемов помещений, наконец, охрана непосредственно объектов (дорогостоящей аппаратуры, сейфов и др.). В системах используются датчики и извещатели разных типов - магнитоконтактные, емкостные, оптические, ультракоротковолновые, инфракрасные, акустические, сейсмические, комбинированные и др.
Технические средства охранной сигнализации могут относиться к одной из трех категорий:
Примером импортного оборудования, сертифицированного для применения в России и включенного в перечень Главного управления вневедомственной охраны МВД РФ, является система Vista-501 американской компании Ademco. Эта система адаптирована к российским условиям эксплуатации и способна работать с датчиками производства не только самой Ademco, но и российских компаний ("Фотон", "Волна", "Аргус", "Эхо" и др.).
В системах пожарной сигнализации обычно применяются дымовые, тепловые и ручные извещатели, устанавливаемые во всех помещениях здания. Такие системы бывают адресными и безадресными. Чаще всего они строятся из двухпроводных шлейфов сигнализации, в каждый из которых включается некоторое количество извещателей. Решение о необходимых действиях принимается на основе совокупной информации, поступающей с различных элементов системы. Безадресные системы выдают только номер шлейфа, в котором произошло срабатывание датчика. Адресные системы точно указывают номер комнаты, откуда поступил сигнал. Программное обеспечение современных систем способно определять истинные сигналы тревоги, практически полностью блокируя ложные.
Наиболее развитыми функциональными возможностями обладают импортные пожарно-охранные системы; отечественные продукты, как правило, обеспечивают лишь регистрацию возгорания и выдачу звуковых и световых сигналов тревоги. Примером оборудования для системы пожарной охраны является ESA-2 финской компании ESMI.
Системами контроля доступа называется любое оборудование, предназначенное для ограничения или запрещения прохода в какое-либо помещение или на определенную территорию. Сюда относится целый спектр устройств - от простейших механических кодовых замков до сложных биометрических систем, идентифицирующих человека по всевозможным биологическим или физиологическим признакам (рисунку кровеносных сосудов, расположенных на сетчатке глаза, узору папиллярных линий на пальце, тембру голоса и т.д.). Чем сложнее система, тем выше ее стоимость, но и меньше вероятность несанкционированного доступа к охраняемому ею объекту (для современных биометрических систем она составляет 0,001%).
"Золотую середину" представляют собой устройства, считывающие личный идентификационный код, записанный на различных носителях информации. Здесь также существует весьма широкое поле для выбора. Широкое распространение получили карточки с магнитной полосой, на которой и записана информация. Они довольно дешевы, однако не слишком надежны; в частности, магнитная карточка может прийти в негодность при воздействии на нее магнитных полей и неблагоприятной внешней среды. Более устойчивыми, хотя и достаточно дорогими, являются активные и пассивные радиокарты, для считывания которых не требуется непосредственного контакта со считывателем. Дистанция считывания радиокарт составляет от 5 до 120 см. В современных системах контроля доступа считыватели обычно объединяют в сеть, работающую под управлением компьютера.
Вообще же надо отметить, что системы контроля доступа, пожалуй, самые "информатизированные" среди всех систем обеспечения безопасности. Подробный рассказ об их возможностях далеко выходит за рамки данной статьи. Любое учреждение может подобрать себе тот продукт, который наилучшим образом соответствует его финансовым ресурсам и важности контролируемых объектов.