Перейти в полный архив журнала →
Корр.: Здравствуйте, Егор Егорович! Три месяца прошло после нашей первой встречи. Что новенького?
Е.Е.: Приветствую вас. Вы, конечно же, заметили, что дом стал больше. Два месяца назад было решено изменить очередность работ, потому что проживание в условиях строительства связано с целым рядом неудобств. Уже порядком надоели грязь, пыль, шум. Поэтому, на некоторое время приостановив отделку и инженерные работы в гостевой части, мы переключились на строительство рекреационной зоны и нового помещения - котельной. Таким образом, каркас коттеджа завершен уже в этом году и мы готовы к началу отопительного сезона. Теперь все силы направлены на внутренние работы.
Вслед за Егором Егоровичем спускаемся в котельную и под неназойливый аккомпанемент работающего котла слушаем его рассказ. – Корр.
Е.Е.: Здесь установлены котел BUDERUS, бойлер (300 литров) и три бака с дизельным топливом, емкостью по 2 тонны каждый. Это не вся котельная, а лишь ее половина. В этом помещении подготавливается теплоноситель для системы отопления и горячая вода для санитарных и других хозяйственных нужд. Оборудование для распределения тепла по зонам размещено в подвале дома. Производитель тепла сознательно вынесен за пределы коттеджа для того, чтобы шум котла и запах топлива не проникали в жилые помещения. Котел установлен на отдельном фундаменте - так мы решили проблему вибрации. При проектировании и строительстве котельной необходимо строгое соблюдение пожарно-гигиенических норм. Высота потолка - 2,5 м. - была достигнута за счет углубления пола. Фундамент расположен ниже дренажной системы.
Корр.: А если грунтовые воды?..
Е.Е.: Все продумано и построено так, что вероятность такого события очень мала. Кроме того в соответствии с обязательными требованиями установлен аварийный насос, который начнет работать в случае проникновения воды или утечки топлива из баков. Все оборудование расположено на подиумах, заземлено на глубину 2,5 м медными штырями. В помещении установлена надежная противопожарная система и мощная вентиляция.
Корр.: Егор Егорович, почему Вы выбрали котел BUDERUS?
Е.Е.: Действительно, выбор котла – проблема важная. Я исходил из следующих соображений. Во-первых, меня устраивает, что он дизельный. Сейчас это самый доступный и распространенный вид топлива. Во-вторых, мощность котла позволяет обеспечить теплом все помещения коттеджа. В-третьих, у него вентиляторная горелка, которая, правда, в отличие от атмосферной создает шум.
Но у нее есть и существенные преимущества. Перед началом работы воздух выбрасывается в трубу, т.е. проверяется наличие тяги. Если таковой нет, подается сигнал тревоги. При вентиляторной горелке уровень установки баков произвольный, ведь параллельно с ней начинает работать и топливный насос. Немаловажно учитывать и еще один параметр – срок службы. Стальные котлы рассчитаны на 50 лет, а чугунные – на 100 лет работы. Понятно, что я выбрал чугунный…
Корр.: Егор Егорович, как Вы думаете, сколько лет простоит Ваш дом, если исключить различные ЧП, например, землетрясение?
Е.Е.: Да я и землетрясения не боюсь, ведь коттедж стоит на мощном ленточном фундаменте. Мой дом рассчитан на 100 лет. Система отопления - на 50 лет. В ней практически нет металла. Все ее составляющие изготовлены из металлопластика и пластика. Конечно, через какое-то время система может морально устареть, но гарантирую, что работать будет нормально.
Корр.: И еще вопрос: сколько литров топлива будет сгорать ежедневно?
Е.Е. : Зимняя норма расхода – 150 – 200 литров в день. Обратите внимание на ультразвуковые датчики, установленные на баках с соляркой для определения ее количества. Если запасы на исходе (зимой – это менее 2 т.), поступает тревожный сигнал. Тем, кто пойдет по моему пути, не советую экономить на подобных устройствах. Конечно, это дополнительные расходы, но сколько стоит спокойствие? Когда перейдем на интеллектуальный режим управления, специальный датчик будет контролировать состав выходящих после горения газов. На основе полученной информации интеллектуальная система будет регулировать впрыск топлива.
Проходим во вторую часть котельной. – Корр.
Е.Е.: Здесь расположены все сервисы системы отопления – 8 насосов и 8 смесителей, обеспечивающих теплом все помещения коттеджа. Пока система работает в режиме ручного управления. В ближайшее время перейдем на автоматический, а после подключения к интеллектуальной системе, в каждой конкретной зоне коттеджа будет поддерживаться своя уникальная температура.
Корр.: Егор Егорович, а сколько всего зон. ?
Е.Е.: Коттедж теперь состоит из трех зон: семейной, рекреационной и гостевой; участок – четвертая зона.
Корр.: А почему в котельной 8 насосов и 8 смесителей? Неужели будете еще что-то строить?
Е.Е.: Интересно, что Вера Павловна, внимательно осмотрев установленное здесь оборудование, спросила об этом же. Правда, вопрос прозвучал более эмоционально. Скажу сразу, мой отрицательный ответ успокоил супругу, тем более, что в качестве доказательства я показал ей последний проект нашего Интеллектуального коттеджа. Просто я убедился в том, что строить (и покупать что-либо) всегда нужно с запасом, с расчетом на будущую фантазию. Кстати, для тех, кто является сторонником этого принципа, Интеллектуальный коттедж просто находка. Предлагаю продолжить разговор о системе отопления в семейной части дома
По пути Егор Егорович продолжает свой рассказ-размышление. – Корр.
Е.Е. : Честно говоря, мне неудобно перед вами, ибо то, что нам предстоит увидеть, гостям показывать не принято. Но, уж если мы решили познакомить читателей с моим опытом реконструкции коттеджа, нужно рассказать и о допущенных ошибках, чтобы другие смогли их избежать. Покупая коттедж (напомним: теперь это семейная часть дома. – Корр.), мы знали, что предстоит серьезная реконструкция. Но, не составив ее конкретного плана, второпях заменили систему отопления. Сейчас выяснилось, что и она уже нас не устраивает. Пришлось поменять почти новый, но маломощный котел.
Мы уже в коттедже. – Корр.
Е.Е.: Вы видите, что в доме беспорядок. И он возник в результате проведения несложных, но необходимых работ по замене установленных всего два года назад труб и радиаторов системы отопления. Сейчас мы переходим на экологически чистый теплоноситель – воду. Здесь были установлены металлические элементы системы отопления. Поэтому пришлось срезать 4 радиатора и несколько метров труб, просверлить десяток отверстий в стенах. Всего за 12 часов (именно столько времени потребовалось на эту работу) мы лишили себя того комфорта, который создавали в течение двух лет! Теперь придется делать косметический ремонт. Какова цена (в том числе моральная) собственного недомыслия?!
Корр.: Егор Егорович! Вы уж так сильно не расстраивайтесь. Давайте поговорим о положительном опыте. Мы сейчас в помещении, которое не обогревалось уже сутки. На улице 8 градусов тепла, ночью было еще прохладней, однако здесь, как показывает термометр, 21 градус. Предполагаем, что стены, которые Вы в свое время утеплили, привели к подобной теплостойкости дома.
Е.Е.: Да, вы правы. Это как раз тот случай, когда не стыдно за дело рук своих. Если бы стены не были утеплены, то при такой температуре на улице мы бы сейчас прыгали с ноги на ногу. Более того, скажу, что при замене старой системы отопления были открыты все окна и двери. Ведь в качестве теплоносителя использовался тосол. В это время в коттедже, конечно, было холодно. Но стоило только закрыть окна и двери, температура стала повышаться. Кстати, именно толстые стены позволили перейти от тосола к воде. Я не боюсь, что зимой, если произойдет нечто внеплановое, когда никого не будет дома, вода в системе замерзнет. Предлагаю дальнейший разговор о системах, обслуживающих мой коттедж перенести на следующую встречу. Сегодня нужно успеть посмотреть рекреационную зону, ознакомиться с кое-какими изменениями в гостевой части коттеджа. Да и на участке много нового.
Егор Егорович ведет нас в пристройку, о которой подробно рассказывал во время предыдущей встречи. – Корр.
Е.Е.: Я уже говорил, что нам пришлось изменить порядок работ, поэтому существенных изменений здесь пока не видно. Отмечу лишь сложенный камин, внешний вид которого предстоит облагородить, да будоражащие взгляд системы закладных. На последние обратите особое внимание - через несколько дней их уже никто не увидит. Все, как я уже говорил раньше, будет тщательно спрятано.
Корр.: Егор Егорович! Когда Вы планируете закончить все внутренние работы в гостевой зоне?
Е.Е.: Здесь мы будем встречать 2001-й год. А это серьезная проверка, потому что приглашу в гости много друзей.
Через террасу, расположенную с тыльной стороны коттеджа, входим в рекреационную зону. - Корр.
Е.Е.: Эта часть дома будет состоять из русской бани с бассейном и тренажерного зала. Совсем недавно я заметил, что коттедж большой, а картошку хранить негде. Поэтому яма, которую мы перешли по лесам, станет погребом. На тот редкий в моей жизни случай, когда утренние баня, бассейн и тренажеры просто вредны для здоровья, планирую разместить в погребе заветный шкафчик с неприкосновенным запасом того, что заедают маленьким соленым огурчиком и ложкой тертого хрена с помидорами и чесноком. А колбаску я буду коптить на террасе, где установлю стационарную коптильню, через которую, когда это понадобится, будет проходить дым из печки-каменки, согревающей баню…
… Минут через двадцать мы вышли из дома. Боже, хорошо-то как! Начало ноября, о небо чистое и солнце светит. Привыкшие к мысли, что все окружающее нас сегодня – воплощенные в жизнь замыслы Егора Егоровича, мы благодарно улыбаемся ему. – Корр.
Е.Е.: Теперь об участке. Его чистая площадь, исключая землю, занятую коттеджем, составляет 15 соток. Вдоль дальней границы проходит овраг. В конце участка растут деревья.
Корр.: Егор Егорович, пожалуй, овраг на такой небольшой территории – не лучший вариант. Ведь из активного использования выведено значительное количество земли. Возможно, что дно оврага после весеннего таяния снега летом станет болотом. Кваканье лягушек может доставлять удовольствие, но комары…
Е.Е.: Давайте все-таки вспомним, что я строю Интеллектуальный коттедж. И участок – это одна из зон, которая будет обслуживаться интеллектуальной системой управления в соответствии с ранее написанными расписанием и сценарием. О них мы подробно говорили во время предыдущей встречи. При проектировании участка специалисты из ландшафтной фирмы учитывали особенности данного участка и, естественно, мои пожелания. Сейчас занимаемся реализацией этого проекта. Сначала была уложена дренажная система (кстати, и в овраге тоже). Потом мы отгородились от соседей кирпичным забором, завезли 30 КАМАЗов земли и торфа. Разметили места для клумб, фонтана, дорожек и дороги, которая пройдет через весь участок. Вы видите, что через овраг переброшен мост, который станет составной частью дороги.
Корр.: Вот и дорога «украдет» часть территории…
Е.Е.: Участок у меня действительно не очень большой. Но я делаю его «под себя». Мой глаз будут радовать не ровные грядки картошки, а цветущие клумбы, искрящиеся на солнце в жаркий день струи фонтанов. Еще вырою двухуровневый пруд для поливки участка. А летом в нем будут плавать экзотические рыбы. Дорога не будет портить ландшафт. Помимо того, что на нее возложены чисто практические функции, она станет еще и украшением всей территории, ее мощеной частью. Дорожки на участке сделаем деревянным. Следующей весной посадим плодовые деревья и кустарники.
Корр.: Егор Егорович! Расскажите о домике, который Вы строите здесь.
Е.Е.: Этот деревянный дом мы будем посещать, когда появится желание отдохнуть от стекла, бетона, компьютера, микроволновой печи, т.е. от всего, что связано с НТП и его продуктами. В доме установим печь-камин оригинальной конструкции. На ней можно будет полежать, погреть косточки. В ней предусмотрено отделение для выпечки хлеба, приготовления пищи. Как в любой русской избе, в нем есть подпол. Правда, очень своеобразный, поскольку в нем разместим все интеллектуальное оборудование по управлению участком: освещением, охраной периметра, водоснабжением и т.д. Считаю, что такой домик должен обязательно стоять рядом с Интеллектуальным коттеджем. Чувствую, иногда даже поживу в нем пару дней.
Пожалуй, это неожиданный поворот в нашем разговоре. Но получилось так, что у Егора Егоровича появились неотложные дела, поэтому, поблагодарив его за обстоятельный рассказ, мы расстались с гостеприимным хозяином на три месяца.
Продолжение следует.
Корреспонденты: Г. Куликов и М. Фокин