Сколь много противоречий порождается различными интерпретациями, обусловленными национальными традициями, языковыми особенностями, историческим моментом, культурой общества и отдельного человека. Много ли противоречий кроется за таким простым выражением: «устойчивое развитие»? Стоит ли вообще обсуждать его смысл, заслуживает ли это обсуждение потраченного времени? Не лучше ли оставить всё как есть, на произвол индивидуальности, полагая наши самости частью общего? Нет, не стоит так поступать. Дорогой ценной заплачено за формирование концепции устойчивого развития. Неприемлема цена ошибки недопонимания, неприемлема для нас, для будущих поколений, независимо от того, в каком краю Земли мы живем. Впрочем, сами противоречия порождаются чем-то большим, нежели просто недопониманием. Чаще, между собой, под развитием мы пониманием скорее рост. Но насколько верно такое обобщение? Коль скоро этот проект связан с улучшением жизни человека в современном мире, обратимся для начала к нашей биологической природе. Различные теории биологической эволюции подразумевают под развитием появление специализированных форм на основе примитивных, то есть исходных форм. Но в таком случае, Хищные, например, более развиты, чем Человек, поскольку он на эволюционной лестнице ближе к Приматам, одному из наиболее примитивных отрядов млекопитающих. Так же странно на первый взгляд обстоит дело и с индивидуальным развитием человека: каждый из нас на своем пути развития претерпевает последовательные стадии. Зачатие приводит к дроблению яйцеклетки, формированию зародыша, затем созреванию плода, родов, младенчества и так до самой зрелости. Но взросление не заканчивает развитие, на смену зрелости приходит увядание, старость, а с ней и смерть. Такое, более конкретное понимание развития уже только с одной лишь позиции биолога вынуждает серьезно задуматься. Как часто мы задумываемся о таком, с одной стороны, естественном положении вещей, но с другой, о так вопиюще противоречащем нашему обыденному сознанию? Впрочем, само осознание эволюционного развития человека как вида и сверх того развитие человечества как общества полагает противоречивость нашей собственной природы как необходимую данность. Именно современная концепция биологического вида послужила основой для понимания природы человеческого духа, для осознания её эволюционной преемственности не только в биологическом смысле, но через необратимость изменения, порождаемых в мире форм, видов, но через возможность существования именно в том виде, в каком они вынуждены к бытию.
Действительно, обобщение развития как роста вообще характерно для традиционного понимания экономического роста или социального прогресса. Современной же науке свойственно скорее понимание развития как необратимого закономерного изменения. Как же быть в таком случае с устойчивостью? Не кроется ли здесь антагонизм? В самом деле, с устойчивостью больше ассоциируется неподвижность пирамид, чем необратимое изменение. За устойчивостью таится нечто большее, чем возможность недвижимости, в широком смысле это способность системы сохранять свою целостность, ее жизнеспособность. Как река может оставаться собой только в постоянном движении воды, так и живой организм существует только благодаря постоянному обновлению своих клеток, также и популяции видов сохраняют свою целостность вследствие постоянных мутаций.
В английском языке «устойчивое развитие» отраженно более удачным выражением: sustainable development. Слово Sustainable буквально означает «Поддерживающий жизнь» или «Жизнеподдерживающий». Слово development, помимо «развития» в корне обозначает «проявление». Именно термин Sustainable development или по-русски «Поддерживающие жизнь проявления» был специально введен Международной комиссией ООН по окружающей среде и развитию (МКОСР) в 1987 г. для обозначения такого развития, при котором «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». С работ Римского клуба началось формирование концепции sustainable development в противовес общественному мнению относительно роста и устойчивости, сложившемуся за несколько веков.
XX век стал эпохой стремительного покорения природы человеком, его почти безграничной власти над материей, но с другой стороны войны, болезни, голод, расовая неприязнь или социальная несправедливость не только не пошли на убыль, а обострились и приняли пусть и новые формы, но небывалого ранее масштаба. Возможно, наши потомки из книг, фильмов современности будут рассуждать о XX веке, как о веке кровопролитнейших войн, тиранических режимов, едва ли не поставивших само человечество под сомнение. Именно, скорее войны и тирании, холодная война станут предметом обсуждения для наших внуков и правнуков, чем полеты в космос, изобретение полупроводниковых приборов, открытие генов, квантов, теории относительности. Между тем, насколько их мнение об ушедших временах будет отличаться от нашего собственного о минувших эпохах? Так ли уж часто мы сами рассуждаем об эпохах Возрождения и Просвещения как о периоде зарождения современной культуры, науки и техники? Скорее, мы вспомним католическую инквизицию, политические распри, колонизацию, нескончаемые дворцовые перевороты и революции. Но давайте, затем чтобы только действительно понять наше сегодняшнее сложившееся положение, обратимся к первопричинам, казалось бы, такого противоестественного противоречия между стремительным научно-техническим ростом и системным кризисом, охватившим всю планету.
На долгие века властное меньшинство при помощи церковного догматизма повергло Европу во тьму схоластики и феодального рабства. Такое положение дел не могло сколь угодно долго соответствовать развитию экономических отношений, обеспечивать социальные нужды растущей молодой Европы. Именно бунтарские настроения среди купцов и студентов дали начало Флорентийской республике и Кембриджскому университету в XII — XIII веках, откуда спустя два-три века вышли гении Галилея и Ньютона, положившие конец аристотелевской картине мира, искаженному религиозному воззрению на природу вещей, подавлявших человеческий дух более тысячелетия. Ньютоновская механика породила современную математику такой, какой мы ее в основном знаем. Ее плоды дали большую часть вещей окружающих нас, в повседневности. Более того, незримо она проникает во все сферы нашей духовной жизни, заменив средневековый ортодоксальный догматизм, догматизмом механистическим, удовлетворяя извечное человеческое стремление к определенности.
Единственный путь, единственно верное решение, лучшая религия или идеология, победа любой ценой, единственно неизменное стремление вперед и ввысь соединились в человеческом мироощущении с математическим детерминизмом классической механики. Именно линейные системы показали свою силу в познании явлений мира, создании машин, механизмов и конструкций на протяжении нескольких веков, без современной вычислительной техники оставаясь единственным доступным приближением реального мира. Применимые к сложным системам, находящимся в состоянии равновесия, или более определенно к неравновесным системам далеким от хаоса, они совершенно не отражают их поведение в критическом состоянии. Линейные системы сформировали ложное представление об обратимости процессов и явлений.
Строго говоря, лапласовский детерминизм был подорван в начале XX-ого века работами Планка и Эйнштейна, заложившими начало теории относительности и квантовой физики, возникшими как попытка разрешить некоторые выводы теории излучения, противоречившие наблюдаемым фактам. До конца века считалось, что «нечеловечность» этих новых разделов физики относится к микромиру и явлениям космических масштабов. Лишь в 70-ых годах математический антропоцентризм был разрушен совершенно новым взглядом на механику и термодинамику, открывшим помимо колоссальных возможностей для познания и творчества, ужас возможной катастрофы, таящейся в сложившемся мировоззрении, основанном на линейности происходящих процессов, их определенности и однородности. Новая теория, родившаяся из исследований химических систем, начало которой заложено Пригожиным, открыла возможность математического описания ранее строго неформализуемых явлений, объяснила наблюдаемые противоречия. Нелинейность, неопределенность, необратимость, неравновесность — все эти качества сложных систем, чуждые исследователям прежних поколений, теперь прочно входят в сознание молодых ученых как основа функционирования, залог устойчивости и самоорганизации, обратной стороной медали которых является принципиальная непредсказуемость поведения в критических для системы условиях, ее способность в кратчайшие сроки обрушится в хаос. Этот совершенно новый междисциплинарный системный подход получил собственное название: синергетика. Бурное развитие этой дисциплины, пожалуй, обусловлено успехами биологических наук и совершенствованием компьютерных технологий. Теперь же эта новая концепция привлекла специалистов совершенно разных отраслей даже там, где ранее строгий математический подход был невозможен.
Миллиарды лет эволюции позволили сформировать живой мир нашей планеты устойчивым к катаклизмам и постоянным изменениям. Непрерывно изменяясь, он не утратил своего облика, своей целостности. Человек сообразно своим желаниям, подчиняясь антропоцентризму, поставив свою суть во главу угла, наивно предположил возможность подобно демиургу устроить мир лучшим образом. Это ошибочное представление, приведшее к необходимости ускоряющегося непрерывного экономического роста, поставило под угрозу само наше существование, существование будущих поколений. Теперь, когда синергетика, системный подход, нелинейное мышление, укоренились в сознании исследователей, пришла пора прививать их ростки в массовое сознание обывателя, реализовывать в экономической и социальной сферах.
Остановить безудержный потребительский рост, пересмотреть варварское отношение к ресурсам, свести отходы производства и жизнедеятельности к возможному минимуму, полностью реорганизовать систему образования, обеспечить рациональный новый подход к строительству и обустройству жилья, подчинить разработку, планирование и управление строгим математическим моделям, ввести новую систему контроля, основанную на сертификации — вот задачи на ближайшее будущее, от выполнения которых зависит сама возможность будущего для последующих поколений.
Именно «устойчивое развитие» в противовес «стабильному росту» отражает требуемое реальностью отношение человека к окружающей его действительности. Единственная возможность спастись от вымирания — это принять «правила игры» мира, не выдуманного нами, а настоящего, достоверность которого с математической точностью осознана современной наукой.
Устойчивое, не истощающее развитие — это модель использования ресурсов, модель взаимодействия между людьми и природой и модель развития цивилизации на базе инноваций, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения вместе с сохранением окружающей среды, укреплением личностного и общественного здоровья, и без лишения такой возможности будущих поколений. Из этого общего положения следует ряд руководящих принципов устойчивого развития, направленных на модернизацию общественных институтов, которые необходимо осознать на всех уровнях мирового сообщества и применить практически. Стратегия модернизации не ограничена экономической системой, но также включает регулирование и контроль в социальной сфере, в науке, культуре и образовании, в инновационной деятельности и развитии технологий, в области обеспечения обороны и безопасности и т. д.
Ответственное здоровое общество — это:
Важным качеством здорового общества являются принципы добродетельного поведения и активной совместной работы на общее благо.
Признаком здорового общества является состояние общинности, где члены являются, прежде всего, друзьями и союзниками друг другу, объединенные идеями и решениями. Каждый член такой общины, являющийся свободной личностью, объединяется с другими по своему выбору, по зову совести.
Задачи, принципы и сферы действия:
Здоровое общество невозможно организовать без экологического баланса искусственной среды обитания (ИСО) человека — городской в первую очередь — и природной, из которой мы черпаем ресурсы для жизнедеятельности и в которую попадают отходы.
Экологическое равновесие. Прикладная экология.
Принципы жизнедеятельности природных систем (атмосферы, почвы, лесов, рек) и Биосферы в целом формируют экологию как науку о природной экономике. Индустриальная сфера деятельности человека и городская среда его обитания достигли в ХХ веке такой степени сложности и связности, что стало возможным применение к ним экологических подходов с целью разрешения таких проблем, как изменение климата, исчерпание ресурсов, социального неблагополучия и других. Применение принципов экологии в индустрии — строительной, металлургической, химической, лесной, транспортной, сельскохозяйственной — имеет своей целью грамотное, не истощающее, бережливое, не агрессивное обустройство искусственной среды обитания (ИСО) человека в окружении, во взаимодействии с естественной средой обитания (ЕСО), и достижение экологического равновесия как между этими системами, так и между их составляющими. Решать конкретные вопросы рационального природопользования, определять допустимые нагрузки на окружающую среду, разрабатывать методы управления природными системами и способы экологической модернизации различных видов деятельности человека призвана Прикладная экология.
Применение принципов экологии и стратегии устойчивого развития во всех сферах жизни общества — это эволюция общественного сознания от инфантилизма, от слепоты концептуальной и методологической к разумности и совместной эволюции человека и природы.
Показателями экологического баланса являются: чистый воздух, чистая вода, чистые города, естественное состояние климата, естественное состояние почвы и лесов, преобладание органики в массовом потреблении пищи, товаров и услуг.
Для понимания сути экологического баланса полезно рассмотреть глобальные интересы природы и общества, их «кредитные отношения», которые можно выразить в понятии «экологического долга» (ЭД) — задолженности общества перед природой.
Природный капитал — это:
Природа — это целостная система, в которой всё взаимосвязано потоками веществ и энергии, и всё питается первичной энергией солнца, эта система способна к самовосстановлению, саморегуляции и адаптации — эта способность также является её капиталом.
Человечество потребляет минералы, уголь, нефть и древесину, собирает урожай, преображая природный капитал в экономический (промышленные производства, строения, транспорт, товары и услуги). При этом природные системы разрушаются и загрязняются, и если этот наносимый ущерб превышает их способность к восстановлению — мы начинаем брать кредит у природы в счет будущих поколений, которым также понадобится этот природный капитал. Возросшая интенсивность и масштаб человеческой деятельности приводит к нарушению экологического баланса, к увеличению ЭД.
Понятие же «процентов по ЭД» — это, прежде всего, упущенный вследствие загрязнения и разрушения природной среды национальный доход, потраченный на ликвидацию нанесенного ущерба, это финансовое покрытие ЭД последующим поколениям.
Неужели наши дети будут платить за нашу безответственность?!
Достаточно условная философская категория ЭД может быть превращена прикладной экологией в действительный экономический макропоказатель.
Задачи экспертных систем, использующих методы прикладной экологии:
Перспективным инструментом прогнозирования взаимодействия эколого-экономических систем является компьютерное имитационное моделирование.
Описанный динамический процесс роста ЭД отражает принцип «платит тот, кто загрязняет». И здесь мы подходим к важным задачам Зеленой экономии, позволяющим уменьшить ЭД: оптимальному использованию ограниченных ресурсов и использованию природо-, энерго-, и материало- сберегающих технологий. А эти задачи — научно-технические, и решение их заключается в разработке и внедрении инновационных технологий.
Эффективные инновации
Инновации — это нововведения, серьёзно повышающие действенность существующих систем, это — новшества, внедряемые во всех областях жизнедеятельности человека. Главной задачей инноваций в рамках концепции Устойчивого развития является уравновешивание потребностей человечества с расходованием ресурсов Биосферы таким образом, чтобы не уничтожить запасы и не свести саму возможность дальнейшей жизни на «нет». Инновации призваны сократить затраты ресурсов, время, энергию и усилия на производство, смягчая нагрузку от растущих потребностей человечества.
Повсеместное внедрение инноваций, как показано в предыдущей главе, требует особых экономических условий, стимулирующих или, по крайней мере, не препятствующих модернизации производственной и социальной сфер общества. Решение задач Справедливой Зеленой экономики позволит удовлетворить человеческие потребности, исключив добычу ресурсов или производство отходов в том объёме, который превышает способность природной среды к самовосстановлению.
Справедливая Зелёная экономика
Задачи Справедливой Зеленой экономики:
Без решения означенных задач не возможны ни повсеместные инновации, без которых не остановить загрязнение и опустошение, без остановки которых не возможно достижение экологического баланса, без которого не возможно здоровое общество и сама жизнь на планете Земля. Поэтому у Экономики, как науки, управляющей всеми процессами жизнедеятельности цивилизации, нет другого пути как стать Зеленой и Справедливой. Иначе призрак краха цивилизации материализуется, а история человечества навсегда останется ущербной историей самоуничтожения.
За два десятилетия развития концепции Устойчивого развития был достигнут крайне незначительный прогресс с учётом происходящего дальнейшего обострения проблем нищеты и ухудшения экологической обстановки. Мировому сообществу требуются не новые философские и экономические споры или дебаты по вопросам политики и дележа, а принятие руководителями корпораций и государств, а также любых других лидеров на самом высоком уровне и повсеместно практических мер и достижение результатов во всех четырёх описанных выше областях.
Авторы: Абрамов Евгений, Марк Андея, Юрий Бубнов
По материалам медиаресурса EcoRussia.info