Монтажная организация, выполнившая монтаж и сертификацию оптической ЛВС, утверждает, что полученное в результате тестовых измерений затухание в сегменте, равное 7 дБ, является типичным случаем. Тестируемый сегмент: SC pigtail — 200 м кабеля (ОКВО-М12(0,9)Т-50-0,8-4) — SC pigtail. Можно ли верить такому утверждению и каковы практические значения потерь в местах сварки, в pigtail-ах и SC-коннекторах?
Прежде всего необходимо определиться, о каком сегменте идет речь: горизонтальном, магистральном или сегменте централизованной волоконно-оптической системы. Рассмотрим все эти случаи.
Поскольку в горизонтали длина сегмента не превышает 90 м, телекоммуникационным стандартом TIA/EIA-568-B.1 установлено абсолютное значение максимально допустимого затухания в линии независимо от длины волны, на которой проводится измерение. Для линии без консолидационной точки оно составляет 2 дБ; эта величина учитывает и затухание в кабеле, и затухание в двух парах коннекторов – на рабочем месте и в телекоммуникационном помещении. Если в линии присутствует консолидационная точка, то максимально допустимое значение затухания составляет 2.75 дБ.
В магистрали может встретиться значительный разброс и в длине сегмента, и в количестве муфт или пар коннекторов. Телекоммуникационные стандарты нормируют максимально допустимое значение потерь как в коннекторах, так и в муфтах, и предлагают методику расчета бюджета волоконно-оптической линии в зависимости от элементов, ее составляющих. Согласно стандарту TIA/EIA-568-B.1, суммарное предельно допустимое затухание рассчитывается как сумма затухания в собственно кабеле, в коннекторах и муфтах:
Link Attenuation = Cable Attenuation + Connector Insertion loss + Splice Insertion loss
Затухание в кабеле рассчитывается как произведение коэффициента затухания на длину. Обратите внимание на размерность коэффициента (дБ на километр), что требует, чтобы и длина кабеля указывалась в километрах:
Cable Attenuation (dB) = Attenuation Coefficient (dB/km) x Length (km)
Коэффициент затухания для каждого вида оптического волокна обязательно указывается производителями в каталогах, но для справки можно использовать следующие значения:
3.5 дБ/км для многомодового волокна при длине волны 850 нм 1.5 дБ/км для многомодового волокна при длине волны 1300 нм 0.5 дБ/км для одномодового волокна внешней прокладки при длине волны 1310 нм 0.5 дБ/км для одномодового волокна внешней прокладки при длине волны 1550 нм 1.0 дБ/км для одномодового волокна внутренней прокладки при длине волны 1310 нм 1.0 дБ/км для одномодового волокна внутренней прокладки при длине волны 1550 нм
Потери в коннекторах определяются из расчета 0.75 дБ на каждую пару коннекторов, а потери в каждой муфте нормированы величиной 0.3 дБ:
Connector Insertion loss (dB) = Number of connector pairs x Connector loss (dB) == Number of connector pairs x 0.75 (dB)
Splice Insertion loss (dB) = Number of splices x Splice loss (dB) == Number of splices x 0.3 (dB)
Таким образом, зная количество пар коннекторов в магистральной линии, количество муфт, тип и длину кабеля, вы можете самостоятельно рассчитать максимально допустимое затухание. Пример обратного расчета вы можете посмотреть в ответе на вопрос 83 в нашем разделе консультаций.
Если используется так называемая централизованная волоконно-оптическая система, требования к которой несколько отличны по длине сегмента от горизонтали, то максимально допустимое затухание также нормируется стандартом в абсолютном выражении: в отсутствие консолидационной точки оно составляет 3.3 дБ, при ее наличии – 4.1 дБ. Оба случая подразумевают, что потери вносятся тремя парами коннекторов (на рабочем месте, в точке межсоединения, в центральном кроссе).
Если результаты измерений показывают значительно большие значения потерь, чем ожидается, то причина может заключаться и в некачественных волоконно-оптических перемычках, которыми подключается тестовое оборудование, и в плохо выполненной заделке и полировке коннекторов, и в неряшливо проведенной сварке или механическом соединении муфты, и в дефекте волоконно-оптического кабеля, и даже просто в загрязненных чем-либо торцевых поверхностях световодов.