Качество кабеля витая пара

Вопрос № 151
25.03.2004

Чем отличается качественный кабель UTP, FTP от некачественного? Ценовая разница таких кабелей может составлять до 2-3 раз. Какие аргументы можно привести в пользу покупки более дорогого кабеля?

Сейчас очень активно ведутся дискуссии по поводу оборудования Brand name и так называемого Noname, безымянной продукции, причем это касается и кабеля, и коммутационных компонентов. Многие компании, появившиеся в последние годы, даже предлагают свои СКС, собранные на основе таких Noname компонентов и кабелей. Такие системы действительно существенно дешевле, но это как раз тот случай, когда скупой платит дважды, а то и трижды, и четырежды... Рассмотрим основные отличия брендов от продукции Noname и многие опасности, которые подстерегают незадачливого покупателя, решившего сэкономить на кабеле.

Признанный изготовитель кабеля гарантирует качество своей продукции. Его производственное оборудование, дорогое и качественное, должным образом настроено и контролируется автоматизированными системами управления. Постоянно ведется мониторинг характеристик продукции, результаты измерений заносятся в базу данных. На таких производствах внедрена система менеджмента качества – сейчас это уже стало стандартным требованием. Характеристики продукции отслеживаются на всех этапах изготовления, новая продукция обязательно проходит сертификацию в независимых организациях. Сырье закупается у проверенных поставщиков и в обязательном порядке проходит входной контроль. Отделы качества должны быть всегда готовы принять информацию по рекламации и принять меры.

Безымянный изготовитель безымянного кабеля экономит на всем. Мы видели такие производства и их продукцию. Производственные линии такой кабельной компании представляют собой «сборную солянку» из оборудования, купленного по случаю, бывшего в употреблении, доработанного местными умельцами «на коленке». Автоматизированной системы управления нет в принципе, потому что это дорого. Дешевле у каждого агрегата поставить по человеку и заставить его контролировать процесс визуально. Сырье покупается где попало, его входной контроль не проводится. Готовый кабель не подвергается проверкам или поверхностно тестируется для виду, учет заводских катушек не ведется. Отделов контроля качества либо нет совсем – это дорого – либо есть только на бумаге.

К чему это приводит? Специалисты по СКС любят обмениваться страшилками и ужастиками на эту тему. Вот несколько примеров того, с чем вы можете столкнуться:

  • У одного производителя отсутствовала автоматическая система управления производственным процессом на этапе наращивания общей оболочки вокруг четырех пар. В один прекрасный день одна из пар, видимо, зацепилась за край катушки или к описываемому этапу уже имела повреждения – и порвалась. Когда кабель установили на объекте у заказчика, оказалось, что с одной стороны сегмента в кабеле 4 пары, а с другой - только 3. Обрыв нашли в середине, после того, как кабель извлекли из трассы. Более внимательное изучение кабеля выявило еще и нерегулярности в свивке пар, провисание одного проводника и чрезмерное натяжение другого – видимо, автоматического контроля не было и на этом этапе тоже.
  • Другой производитель закупал сырье для внешней оболочки кабеля у поставщика, не очень озабоченного качеством и чистотой продукции. Входной контроль гранулированного ПВХ не проводился. В результате в оболочке готового кабеля встречались посторонние включения: металлическая стружка, опилки, песок. Оболочка кабеля в этих местах была ломкой, имела трещины.
  • Третий производитель закупал у поставщика полимерный материал с не вполне стабильными термическими свойствами. Когда кабель после наращивания оболочки протягивался через ванну с водой для охлаждения, неравномерные термические деформации приводили к возникновению микротрещин. Кабель, установленный на объекте, не прошел тестирование. С помощью диагностических функций тестера определили точку сбоя в середине кабеля, вскрыли оболочку, и изнутри кабеля полилась вода.
  • В другом случае кабель показал отличные характеристики при тестировании, был удобен в прокладке и монтаже, все были довольны, однако после очень жаркого лета оболочка кабеля местами потеряла исходный цвет, а кое-где начала еще и крошиться.
  • Экранированный кабель еще одного производителя имел экран из фольги, не ламинированной полимерным слоем. Фольга рвалась даже при самом легком перегибании кабеля, не выходящем за пределы требований телекоммуникационных стандартов к радиусу изгиба. В дополнение ко всему в конструкции кабеля не было дренажного проводника, который мог бы перекрыть порывы в фольге. Кабель показывал совершенно неприемлемые характеристики передачи, и его пришлось полностью демонтировать.

Добавьте сюда массу примеров, когда после монтажа при тестировании выясняется, что характеристики NEXT в Постоянной линии выходят за все разумные пределы, или возвратные потери постоянно дают сбой, или даже случаи, когда поврежденные пары под оболочкой дают короткое замыкание...

Гарантия состоит не только в том, что производитель делает громкие заявления о качественности своей продукции, но и в том, что он готов нести финансовую ответственность в случае обнаружения брака. Как при любом массовом производстве, в изготовлении кабеля достичь 100% качества продукции и полностью исключить вероятность брака невозможно. Пусть она мала, но вероятность того, что вы столкнетесь с браком даже у признанного производителя, не равна нулю. И уж куда больше нуля она у кабелей Noname.

Нам известно о случае, когда дистрибьютор столкнулся с партией фирменного кабеля, по поводу которого у него возникли обоснованные сомнения. Производитель, компания с устоявшейся и уважаемой торговой маркой, отозвал всю партию продукции (не только отдельные катушки, но всю заводскую партию) и за свой счет произвел полную замену. Счет шел на многие сотни катушек, но репутация производителя дороже, поэтому признанные компании сохраняют честь мундира и готовы нести финансовую ответственность. Покупатель кабеля Noname, заподозрив продукцию в некачественности, никогда в жизни не найдет концов – ему некого будет призвать к ответу и некому предъявить претензии.

Остается добавить, что мы не только сами не используем в своих системах кабели безымянных и малоизвестных марок (хотя предложения о сотрудничестве нам делают регулярно), но и не торгуем такой продукцией.

Автор ответа:
Екатерина Оганесян
Директор учебного центра ICS, автор и преподаватель курсов по структурированным кабельным системам Бауманского центра компьютерного обучения «Специалист», кандидат наук, доцент РХТУ им. Д.И. Менделеева

Поделиться:

Вопрос опубликован в разделах:

Навигация по номерам вопросов:

Пожалуйста, оцените представленный материал:

(Нет голосов)