Столкнулись с браком кабеля при тестировании уже установленной системы. Что нужно делать в таких случаях? Сразу снимать кабель и предъявлять его? А если его невозможно вытащить из трассы или если демонтаж стоит дороже, чем сам кабель? Как вообще правильно предъявить рекламацию, чтобы нас не футболили по мелочам и не искали способы отговориться, ничего не сделав?
Вы затронули очень интересную тему, и мы постараемся дать максимально подробный ответ. Каким бы хорошим ни был тот или иной производитель, дать 100% гарантию отсутствия брака при массовом производстве невозможно. Контроль качества на всех массовых производствах такого типа выборочен, поэтому иногда (у признанных производителей – редко) встречается брак. Хороший производитель отличается от плохого тем, что в случае обнаружения брака готов отвечать (в том числе и финансово) за свою продукцию и реагировать на жалобу потребителя.
Наше положение как дистрибьютора самых разных производителей на рынке телекоммуникаций позволяет нам побыть в шкуре и клиента, и производителя: с одной стороны, наши заказчики при обнаружении брака предъявляют рекламации нам; с другой стороны, клиентами мы себя ощущаем, когда транслируем эту рекламацию производителю. Так что нам все особенности разбора брака известны не понаслышке.
Для любой бракованной продукции постарайтесь сохранить информацию с упаковки – номер партии, номер серии, дату производства, дату фасовки, прочие данные. Эту информацию можно предъявить как в физическом виде – срезав наклейку или сохранив упаковку целиком – так и в виде фотографии, желательно цифровой, на которой легко читались бы все необходимые данные.
Рассмотрим разные виды продукции и разные виды брака.
Есть виды брака кабеля, видные невооруженным глазом, например, разрывы и другие повреждения оболочки, заломы. В кабеле категории 6 иногда в одном из отсеков крестообразного сепаратора теснятся две пары, а в соседнем отсеке – ни одной. Этот дефект можно заметить как визуально, так и на ощупь. Для предъявления рекламации достаточно будет представить несколько образцов брака и подтвердить документально суммарное количество бракованной продукции. Если количество брака невелико, для подтверждения обычно бывает достаточно этой информации. Если брака очень много, производитель может запросить выезд эксперта к вам на объект, так что будьте готовы предъявить все доказательства на месте, а иногда и доставить бракованную продукцию обратно. Если брак будет подтвержден, оплачивать перевозку и дополнительные расходы будет виновник брака.
Иногда случаются сильные повреждения катушек и коробок кабеля при перевозке. Вообще-то, если это случилось на пути на склад дистрибьютора, то такой кабель не поступает в продажу, а списывается по прибытии. Счет в этом случае предъявляется либо перевозчику, либо производителю, в зависимости от контрактных обязательств и страхования груза. Если все же кабель доставили в неприемлемом виде клиенту, необходимо зафиксировать это с помощью фото- или видеосъемки и составить акт, с подписями как перевозчика, так и принимающего груз лица, а затем предъявить рекламацию той организации, которая ответственна за груз в ходе транспортировки, и в любом случае уведомить дистрибьютора. Конечно, многое зависит от особенностей контракта, но обычная практика предусматривает ответственность перевозчика, раз уж он принял товар к транспортировке. Иногда встречаются, конечно, не очень добросовестные перевозчики, но все разумные организации перестают пользоваться их услугами после первого же отрицательного прецедента. Важные грузы разумно страховать, и многие так и поступают.
Кабель может не иметь видимых повреждений, но не соответствовать требованиям телекоммуникационных стандартов по характеристикам передачи. В этом случае брак выявится только на стадии тестирования. Это может касаться как медных, так и волоконно-оптических, да и других видов кабелей. В этом случае помимо уже перечисленной информации необходимо собрать результаты тестирования, подтверждающие брак. Многие монтажники имеют привычку не сохранять сбойные результаты тестирования, что в корне неправильно, потому что в случае предъявления рекламации им нечем аргументировать свою жалобу. Собирать надо все сбойные результаты, потому что по их сумме определяется размер причитающейся вам компенсации по продукции. Если результатов тестирования нет или они фрагментарны, у вас мало шансов получить компенсацию полностью.
Также нужно быть особенно внимательными при сборе данных, поскольку сбои при тестировании могут быть вызваны и ошибками монтажников при работе. Переберите все возможные варианты, прежде чем предъявлять рекламацию производителю, чтобы все ответы на такие вопросы уже были у вас наготове. Если при тестировании медных кабельных систем вы подозреваете брак, воспользуйтесь диагностическими функциями приборов. Они в 90% случаев точно покажут вам, где кроется причина: в кабеле или в концевых заделках. Если у вас не полнофункциональный тестер, не имеющий диагностических функций, или если по полученным результатам вы не можете с уверенностью сказать, где сбой, то можно попробовать заменить концевые заделки на другие и провести тестирование повторно.
Если ошибка появляется только на одной или двух парах, а модулей на замену под рукой у вас нет, поможет следующая методика. Допустим, сбой появляется на синей и оранжевой паре. Сначала пробуем просто перерасшить кабель заново. Если тестирование в этом случае снова дает сбой, необходимо поменять местами сбойные пары с нормальными на обоих концах одинаково. Например, сбойную синюю мы меняем на обоих концах на нормальную зеленую, а сбойную оранжевую – на нормальную коричневую. Проводим тест снова. Если сбои остались на прежних контактах, значит, причина в модулях. Если сбои переместились вместе с парами на новые места – виноват кабель. Естественно, эти результаты тоже надо сохранить в памяти прибора, они послужат вашей аргументацией для получения компенсации.
О том, каким образом вычислить модуль, дающий в сегменте плохие характеристики, мы уже написали. Другой тип сбоя вычисляется еще проще – речь идет о дефектах в конструкции, в результате которых наблюдается отсутствие контакта или, наоборот, короткое замыкание. Все подобные дефекты можно однозначно идентифицировать с помощью мультиметра. Для удобства работы по прозвонке предпочтительнее мультиметры, испускающие звуковые сигналы при наличии контакта – как правило, для этого есть отдельный режим работы или эта функция вообще активирована всегда. Если причина сбоя видна невооруженным глазом – например, ламели заломаны или ласточкины хвосты деформированы – дефект необходимо сфотографировать. Лучше, если ваш цифровой фотоаппарат имеет хорошую функцию макросъемки, которая позволяет четко снимать мелкие детали с близкого расстояния. Конечно, бывают внутренние дефекты, которые не видно, и сфотографировать их нельзя. В этом случае вам придется детально описать предполагаемый дефект и те действия, что вы предприняли для его идентификации. Возможно, сбойный компонент придется предъявить. Помните, разламывать продукт нельзя – тогда уже никто не сможет установить истинную причину сбоя, и в рекламации вам обоснованно откажут.
Для других видов продукции, дефекты которых можно заметить визуально, для предъявления рекламации нужно сделать фотографию, а возможно, и несколько, и письменно изложить претензию, приложив данные с упаковки. Про такие документы, как накладные и счета, мы даже не говорим, потому что это подразумевается автоматически. Даже в розничных магазинах претензии принимаются только при предъявлении чека, так что такой порядок известен всем.
Для диагностики волоконно-оптической продукции вам не обойтись без рефлектометра. Сертификационные приборы в состоянии измерить длину и вносимые потери, но в случае сбоя они не смогут даже примерно сказать вам, в чем (в каком месте) причина сбоя. По рефлектограмме, напротив, в большинстве случаев можно сделать обоснованный вывод о причине и месте расположения сбоя. Если дело в коннекторах, их придется поменять, если дело в кабеле – придется перепротягивать сегмент. Естественно, рефлектограмму (trace) необходимо сохранить для предъявления рекламации, равно как и сами бракованные (или подозреваемые компоненты).
В волоконной оптике чаще всего подозреваются в сбое коннекторы. Иногда бывает, что коннекторы перезаделывают по 10 раз, а сбой устранить так и не удается. Полезно в этом случае держать у себя несколько фирменных пигтэйлов (односторонних перемычек) с заделанными и заполированными на заводе коннекторами и несколько муфт. Удалив «проблемные» коннекторы, с помощью муфт необходимо срастить фиксированный сегмент с пигтэйлами. Поскольку коннекторы пигтэйлов изготовлены и проверены на заводе, в их качестве сомнений нет. Конечно, муфты должны быть заделаны качественно, а пигтэйлы храниться бережно и не утрачивать своих характеристик. Чтобы результаты было проще интерпретировать, лучше, если пигтэйлы будут довольно большой длины. У многих рефлектометров есть т.н. «слепая зона», и на близком расстоянии к прибору проблемы могут не фиксироваться. Для устранения этого эффекта рефлектометры комплектуются специальными катушками подключения, длиной от нескольких сот метров до километра или даже больше. Но даже на таком расстоянии у рефлектометров есть еще и «слепая зона» после каждого зафиксированного события. Например, обнаружив один дефект в кабеле, рефлектометр не заметит второй дефект, если он расположен слишком близко к первому, допустим, на расстоянии 1 м. Пигтэйл длиной от 15 м (или более, в зависимости от типа рефлектометра) поможет снять часть таких проблем, выведя муфту из слепой зоны по отношению к его коннектору, либо для проверки характеристик муфты придется сделать еще одно изменение рефлектометром, унеся его на другой конец сегмента.
Если смена коннекторов на пигтэйлы спасает ситуацию, значит, причина была в коннекторах; иначе (конечно, при условии, что муфты хорошие) кабель, вероятно, бракованный.
В реальной практике бывали проблемы с проходниками, когда не очень точно выполненные конструкции проходников не обеспечивали соосность коннекторов и давали чрезмерное затухание, но такие вопросы решаются проще всего – практически у всех производителей либо сами проходники съемные, либо адаптерные пластины, в которые они вделаны, можно снять и заменить.
Вот, пожалуй, основные подходы, которые следует применять для того, чтобы правильно предъявить рекламацию и получить на нее желаемый ответ. Помните, пожалуйста, что тот сбор информации, который мы рекомендуем провести, и предъявление рекламации и других документов, подтверждающих ваши расходы и убытки, в письменном виде – вовсе не самоцель, не бюрократия ради бюрократии, а метод, позволяющий собрать информацию, на основании которой можно сделать 2 вывода:
Во многих случаях второй вывод едва ли не важнее, чем первый. В любой ситуации помните, пожалуйста: чем полнее вы представите информацию (обоснуете жалобу), тем быстрее будет рассмотрена ваша рекламация и тем больше шансов, что она будет удовлетворена.