Проложили на объекте кабель 6 категории. При тестировании тестер показывает split pairs, причем хитро. Мигают из восьми 2, 3 и 6 позиции. Интересует, можно ли как-то с этим бороться или это заводской брак кабеля и его нужно перекладывать?
Скорее всего, это ошибка монтажа, но при этом есть странности – возможно, вдобавок не вполне исправен сам прибор. Показания, конечно, зависят от модели прибора, но если вид ошибки – действительно Split pairs, то мигать должны не 3 контакта, а 4 – то есть обе пары, вовлеченные в сплит, полностью.
Если бы имел место брак кабеля, то прибор показывал бы короткое замыкание или обрывы (или сочетание этих ошибок) – именно такие ошибки характерны для бракованной кабельной продукции. Например, в кабеле под оболочкой может оказаться узел, связывающий все 4 пары. Он появляется при изготовлении на заводе, когда заканчивается заводская катушка подготовленного 4-парного сердечника, и его связывают с началом следующей катушки перед подачей кабеля в экструдер для наращивания внешней оболочки. Если контроль качества и производственные процессы на заводе отлажены хорошо, то этот участок с узлом выкусывается после того, как оболочка остынет в водяной ванне и пройдет через принтер. Но если персонал зазевался, то можно получить при тестировании короткое замыкание или обрывы на всех четырех парах. Сплит же возникает в другом случае: при ошибке в схеме разводки, причем одинаковой с обоих концов сегмента – это показано на схемах в ответе на вопрос 154.
Снимите оболочку кабеля на несколько сантиметров, и вы увидите, как сплетены попарно проводники. Если вдруг окажется, что оранжевый проводник сплетен не с бело-оранжевым, а, например, с зеленым, то это безусловный брак и это может быть причиной сплита. Но тогда совершенно непонятно, почему монтажники не заметили эту странность при расшивке кабеля. Это должно было броситься в глаза. И точно так же это бросилось бы в глаза персоналу завода – ведь пары, прежде чем поступить на стадию смотки сердечника и последующего наращивания оболочки, хранятся на катушках, которые доступны для осмотра. Чтобы на заводе не заметили, что пара скручена из не-парных цветов – такого в нашей практике не случалось ни разу. Если же, сняв оболочку, вы увидели, что парность обычная – синий+бело-синий, оранжевый+бело-оранжевый, зеленый+бело-зеленый, коричевый+бело-коричневый, то кабель вряд ли бракованный. Тогда причина сбоя при тестировании другая.
Если прибор четко говорит про сплит, возможны 4 варианта:
Наиболее часто встречающийся вариант – первый. Вот что покажет прибор при различных вариантах раскладки проводников.
Придумать такую схему, чтобы прибор выдал именно сплит 2, 3, 6, нам не удалось. Вы не могли пропустить контакт 1? Если бы он присутствовал в показаниях прибора, то последний случай правильно описал бы происходящее. Остается только списать такие показания на особенности прибора или его неисправность. Можно специально изготовить шнур со сплитом (длиной не менее 2 м), чтобы посмотреть, какими будут показания прибора.
Если со шнурами все в порядке, то необходимо проверить, не нанесена ли на модули ложная маркировка. Для этого понадобится мультиметр. Модули необходимо прозвонить, выясняя, соответствует ли цветовая разметка на них реальному положению контактов в гнезде. Чтобы это было удобнее делать в одиночку, можно взять кусок многожильного кабеля длиной метр-полтора, с одного конца поставить на него вилку RJ-45, соответствующую вашей схеме разводки (Т568А или Т568В), а с другого конца снять оболочку примерно на 10 см и в каждом из проводников зачистить изоляцию на сантиметр-полтора, скрутив внутренние жилки, чтобы было удобнее прикасаться к ним щупом мультиметра. А чтобы зачищенные проводники нечаянно не замкнулись друг на друга, будет лучше, если вы после снятия внешней оболочки оставите для каждой пары участки разной длины, например, так:
Получившийся полушнур вы втыкаете в гнездо и прозваниваете контакты модуля или патч-панели с задней стороны относительно зачищенных проводников. Тогда вам удастся точно узнать цветовую раскладку, не вертя постоянно модуль в руках туда-сюда. Случаи с неправильно нанесенной маркировкой иногда бывают, и тогда у вас есть разные варианты действий. Если эти модули фирменные, то лучше вернуть всю партию изготовителю, дистрибьютору или организации, в которой вы закупали эту продукцию, и получить взамен модули с правильной маркировкой. Если же модули были куплены безымянные, да еще неизвестно у какого поставщика, то вам придется с этим примириться. Либо вы их выбросите и купите нормальные, либо методом прозвонки определите, в каком порядке расшивать проводники, и так и будете их раскладывать вопреки нанесенной маркировке. Понятно, что в этом случае вы создаете высокую вероятность того, что в будущем, при эксплуатации системы, такое несоответствие вызовет проблемы у обслуживающего персонала.