Порядок коммутации портов рабочих мест на коммутационной панели

Вопрос № 376
28.09.2010

Здравствуйте. У нас с руководителем подразделения возник спор, как нужно коммутировать на патч-панель линии, приходящие от рабочих мест. По стандарту у нас в компании устанавливается рабочее место с двумя информационными портами, обычно использующимися как информационный и телефонный порт. Соответственно, на патч-панели разные подрядчики коммутировали по-разному, кто-то телефонные порты на одну панель, а информационные – на другую. Я опротестовал такой вариант, основываясь на личном опыте, что чаще коммутируются порты рабочих мест подряд на патч-панель. Руководитель за разделение «подсистем» коммутацией на разные панели. Вопрос: Регламентируют ли какие-либо стандарты, как коммутировать и разделять ли телефонные и информационные кабельные линии на патч-панели.

Жестко в стандартах нигде не прописан ни тот, ни другой вариант коммутации. Есть лишь рекомендация разводить на разные патч-панели или кроссы кабели разных категорий. При одинаковости категорий нет даже такой рекомендации.

Тем не менее, производители, предлагающие системную гарантию, и специалисты со стажем склоняются к варианту, когда кабели, предназначенные для разных типов приложений (даже если категории кабеля одинаковы), разводятся на разные патч-панели или, в щадящем варианте, на разные линейки кросса или разные ряды (или половины) патч-панелей. Например, если в патч-панели порты идут в два ряда, можно отвести верхний ряд под телефоны, а нижний под компьютеры. Но лучше все-таки было бы развести их на разные панели.

Такой подход обусловлен рекомендацией стандартов не сводить в один пучок кабели, по которым проключаются сервисы разных типов, чтобы свести к минимуму ситуацию, когда они могут негативно повлиять друг на друга. В какой-то степени это перестраховка, но разумное зерно в этом есть. Проиллюстрирую на примере. Допустим, по одному кабелю к рабочему месту идет 10-гигабитный Ethernet, а по другому – аналоговая телефония. Если я расшиваю эти кабели на соседние порты в панели, то на всем протяжении сегмента, от телекоммуникационного помещения до рабочего места, они идут в одном пучке, параллельно друг другу, в непосредственной близости. Если же развести их на разные панели, то кабели попадут в разные пучки и лежать будут на некотором удалении друг от друга, что уменьшает электромагнитные наводки. Разница иногда очень существенна. Ближе к рабочему месту (например, в гофрошланге за фальшстеной) они все равно сблизятся, но одно дело лежать рядом на протяжении двух-трех метров, и другое – на протяжении нескольких десятков метров.

В реальной жизни наибольшую опасность представляют собой ситуации, когда в пучке кабелей категории 6А, поддерживающих приложения 10 Гбит/с, нечаянно оказывается кабель категории 5е, и по нему тоже подключают 10 Гбит/с. Наводки со стороны кабеля 5е на соседние кабели будут огромны (на высоких частотах он будет "фонить"), что может привести к неработоспособности сети или, как минимум, к замедлению работы и существенной потере в скорости передачи. В других случаях ситуация не столь драматична, но все равно в серьезных компаниях-монтажниках принято дистанцировать друг от друга пучки, поддерживающие разнотипные приложения, особенно в системах высоких категорий. Понятно, что при эксплуатации могут возникать исключения – например, два компьютера или два телефона на одном и том же рабочем месте вместо сочетания компьютер + телефон. Но в среднем работоспособность такой системы будет лучше, работать она будет надежнее, чем если пускать порты подряд: компьютер, телефон, компьютер, телефон. Разумеется, все это имеет значение только в том случае, если система неэкранированная. В экранированной системе проблем не возникнет просто потому, что правильно заземленные экраны все наводки отсекут.

Иногда приводят аргумент, что в системах с IP-телефонией стирается разница между передачей речи и данных – фактически, речь преобразуется в данные. Это действительно так. Но ведь никто не гарантирует, что на объекте будет всегда использоваться только IP-телефония. При появлении обычной аналоговой телефонии потенциально можно будет ожидать проблем. Поэтому в любом случае лучше перестраховаться на этапе проектирования и развести потоки по разным панелям.

Автор ответа:
Екатерина Оганесян
Директор учебного центра ICS, автор и преподаватель курсов по структурированным кабельным системам Бауманского центра компьютерного обучения «Специалист», кандидат наук, доцент РХТУ им. Д.И. Менделеева

Поделиться:

Навигация по номерам вопросов:

Пожалуйста, оцените представленный материал:

(Голосов: 2, Рейтинг: 4.5)